среда, 14 сентября 2022 г.

От плана к делу

ОТ ПЛАНА К ДЕЛУ

Копирование, Наиболее простой способ мастерить — это «подсмотреть», что и как уже сделано. При этом мы видим образцы, которые нужно «только» скопировать. Достаточно перенять приблизительную форму, размеры и вид материала ключа, книжной полки или игрушки, чтобы при наличии небольшого опыта можно было быть уверенным, что их можно сделать самому.


К сожалению, такое копирование можно осуществить не всегда. Часто образцы вообще отсутствуют или местные условия принуждают к значительным изменениям формы, размеров и даже в выборе материала. Часто в «образце»- содержится больше, чем можно разглядеть при внешнем осмотре. В этих случаях перенятые готовые рецепты недостаточно. Необходима более точная проверка и планы. Начинается самостоятельное конструирование с его радостями и огорчениями.

Но как велика наша гордость, когда однажды нам удается превзойти образец! Как становятся изобретателем? Вероятно, так: изучают, как это делали другие, и вносят свой вклад.

На первом месте стоит план. Каждая работа начинается со «снятия мерки». Под этим понимается как простое измерение, так и оценка наших возможностей и того, все ли удастся.

Планирование означает предвидение: каждое дело вначале необходимо тщательно продумать и рассмотреть со всех сторон, чтобы найти наиболее благоприятное решение. Наиболее благоприятным решением является максимальная польза при минимальных затратах.

Поэтому мы сначала ответим на следующие вопросы:

Время. Сколько требуется времени? Какое время года наиболее благоприятно для начала и конца? Можно ли замысел осуществить в несколько этапов?

Силы. Достаточно ли собственных, сил, достаточно ли соб­ственных знаний и опыта или требуется помощь коллектива?


 Деньги. Какова стоимость материала, инструмента и посторонней помощи?

Материал. Какой материал наиболее пригоден? Какое количество? Имеются ли в случае необходимости заменители? Каким образом можно сэкономить материал?

Инструмент. Какой инструмент необходим для работы? Какие инструменты имеются? Какие необходимо купить или одолжить? Все ли инструменты в порядке, т. е. пригодны ли они для использования без опасности несчастного случая? О каких требуется получить сведения об устройстве и применении? Можно ли для облегчения, использовать машины?

Технология работы. Какой метод работы, какая органи­зация наиболее рациональна, какая при минимальных затратах приводит к лучшим результатам? Являются ли задачи новыми?

Имеются ли уже решения, результаты, новшества и т. д., которые можно использовать или даже усовершенствовать? Какие особые проблемы могут возникнуть? Учтены ли инструкции?

Эскиз и чертеж. Если у нас нет образца или его надо значительно изменить, то мы делаем эскиз или чертеж. Если эскиз и чертеж еще не дают гарантию того, что вещь будет нормально «функционировать», рекомендуется построить небольшую модель из бумаги или картона. Строительство моделей широко распространено в технике; другим вспомогательным средством при изго­товлении многих поделок является так называемый «прототип», образец, который сначала тщательно испытывается. Такой путь - также может быть пригоден для умельца.

Эскиз наносится быстро несколькими штрихами карандаша на бумагу. Но он достаточен только для несложных работ и содержит лишь приблизительные, соответствующие масштабу, очертания и наиболее важные размеры. Таким образом мы уже можем получить представления о всей вещи в целом и о ее частях, о пропорциях. Эскиз большей частью -является основой для точного чертежа. В зависимости от необходимости эскиз может представлять перспективное изображение предмета или вид спереди, сбоку, сверху '(план).

Точное представление дает технический чертеж, на котором в определенном масштабе даются все размеры (рис. l1).

Ниже коротко перечисляются требования к чертежу.

Размеры листа бумаги. Исходный формат называют АО, это прямоугольник площадью 1 м2. В результате неоднократного

- разрезания этого прямоугольника пополам получают другие форматы.

Вид чертежа. Для большинства чертежей рекомендуется перспективное изображение предмета, так как оно создает объемное представление.

Если перспективного изображения недостаточно, вычерчиваются отдельные проекции.

Линии. Различают:

Сплошные основные  линии должны выделять наиболее важные линии, например края и контуры предметов. Толщина от 0,6 до 1,5 мм, Обращать внимание на равномерность толщины всех этих линий на чертеже!


 Сплошные тонкие линии — они в 2—3 раза тоньше основных сплошных линий. Толщина от 0,3 до 0,75 мм. Они допол­няются вспомогательными линиями. Расстояние от внешнего края предмета до линии размеров около 8 мм. Линии размеров по возможности не должны пересекаться. Они должны оканчиваться тонкими острыми стрелочками. Линии обозначения диаметров окружностей делаются наклонными (45°).

Штриховые линии — их чертят для того, чтобы сделать видимыми невидимые линии предмета, и только в том случае, если они необходимы для понимания. Толщина этих линий соответст­вует толщине сплошных тонких линий. Обращать внимание на равномерную длину штрихов и на одинаковое расстояние между ними!

Штрих-пунктирные тонкие лини и обозначают сечения, осевые и центровые линии. Толщина соответствует сплошной тонкой линии.

Штрих пунктирные утолщенные линии служат обычно для обозначения поверхностей, подлежащих термической' обработке или покрытию. Толщина штрихов от 0,3 до 1 мм.

Линии проведенные от руки - обозначают края укороченных предметов. Для дерева это будет зигзагообразная линия, а для металлов и камней — неравномерно волнистая. Толщина штри­хов несколько меньше, чем толщина основной сплошной линии.


 Масштаб. Только чертеж, в котором соблюден масштаб, гаран­тирует точную передачу. Масштаб может уменьшать или увели­чивать предмет; если предмет изображается в натуральную величину, то масштаб будет 1:1. 

Первое число при указании масштаба относится к чертежу,, второе показывает уменьшение или увеличение, следовательно действительную величину. Если, например, доска начерчена в масштабе 1 : 10, то 1 мм на чертеже означает 10 мм в действительности. Выбор масштаба зависит от размеров предмета и цели, .для которой делается чертеж. При слишком мелком масштабе приходится отказываться от подробностей, в то время как слишком большие предметы в результате уменьшенного изображения становятся едва обозримыми. Очень маленькие предметы в результате увеличения можно сделать более наглядными. Винт, начерченный в масштабе 2:1, на чертеже имеет дли­ну 20 мм, а в действительности его длина составляет только 10 мм.

Распространённые масштабы
В таблице 1 приведены наиболее распространенные масштабы.

Для наших целей не тре­буется вычислять размеры с помощью масштаба, так ; как мы сами нанесли все наиболее важные истинные размеры на линии размеров.

Обозначение размеров. Если размеры, как обычно, указываются в миллимет­рах, то обозначения мм не требуется. Если размеры указываются в сантиметрах или в метрах, то необходимо обозначение см или мм.

На вертикальных линиях обозначение размеров (цифры) подпи­сывают таким образом, чтобы их можно было прочесть при повороте чертежа вправо.

Обозначение размеров один за другим следует избегать. Обозначение диаметра перед размером ставится только в том случае, если из чертежа непонятна круглая форма предмета.

Подписывание чертежа. Чертеж подписывается наклонным стандартным шрифтом. При этом необходимо обращать внимание на равномерную толщину линий и величину букв, а также на равномерность наклона их. Толщина линий составляет примерно 1/7 высоты, высота строчных букв от 2,5 до 14 мм. Расстояние между строчками не менее 3/г высоты, расстояние между буквами — 2/7 высоты и расстояние между словами — не менее ширины буквы текста. Проще всего нанести сеть вспомогательных линий.



«Номинальный размер» шрифта обозначается h (высота заглавных букв). Имеются следующие номинальные размеры (по ГОСТу СССР): 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14 мм. Штамп с данными должен быть расположен в правом нижнем углу чертежа, чтобы взявший чертеж мог прочитать его. Это же действительно для перечня мате­риалов и изделий.

Перечень материалов. По каждой работе необходимо определить расход материалов, для этого достаточен лист с указанием вида, размеров и количества всех материалов.

При изготовлении большого количества поделок необходим точный план расхода материалов, чтобы систематически осуществлять их приобретение и. контроль. Образец такого учета приведен в таблице 2. 
План расхода материалов


Рядом приводнился частный гидросамолет


Комментариев нет:

Отправить комментарий